Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Новости

 
01.06.2023

Контролируемые иностранные компании: порядок признания и обязанности контролирующих лиц

В соответствии со ст. 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган:

  1. о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
  2. о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

В соответствии со ст. 25.13 Кодекса контролируемой иностранной компанией (далее – КИК), если иное не предусмотрено п. 7 ст. 25.13 Кодекса, признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

  1. организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
  2. контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом КИК также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Согласно п. 6 ст. 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной организации также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные п. 3 ст. 25.13 Кодекса, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица согласно п. 8 ст. 25.13 Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

Налогоплательщики, в соответствии с пп. 3 п. 3.1 ст. Кодекса, обязаны уведомлять налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в порядке и сроки, предусмотренные ст. 25.14 Кодекса, о КИК, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Уведомление о КИК юридическими лицами представляется в срок не позднее 20 марта, налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК в соответствии с гл. 23 или 25 Кодекса.

Форма и порядок заполнения уведомления о КИК утверждены Приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-13/671@.

При этом необходимо отметить, что особенности в виде требований к размеру дохода, полученного контролирующим лицом в виде прибыли КИК, в целях представления уведомления о КИК законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Таким образом, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК, в отношении которых они являются контролирующими лицами, вне зависимости от размера дохода, полученного ими в виде прибыли соответствующих КИК.

Неправомерное непредставление уведомления о КИК, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о КИК, уведомлении об участии в иностранных организациях является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 129.6 Кодекса.

Прибыль КИК, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй Кодекса с учетом особенностей, установленных ст. 25.15 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 25.15 Кодекса предусмотрено, что прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

Согласно п. 5 ст. 25.15 Кодекса налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:

  1. финансовой отчетности КИК за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности - иных документов;
  2. аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК, указанной в пп. 1 п.5 ст. 25.15 Кодекса, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

При этом перечень документов, указанных в пп. 1 п. 5 ст. 25.15 Кодекса, является открытым.

Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п. 5 ст. 25.15 Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1.1 ст. 126 Кодекса.

При рассмотрении дел, связанных с привлечением налогоплательщика к налоговой ответственности, налоговым органом рассматриваются все обстоятельства нарушения обязанности по предоставлению уведомления о КИК, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась. В п. 1 ст. 112 Кодекса приведен открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной организацией, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения в срок, предусмотренный для представления уведомления о КИК (п. 9 ст. 25.13-1 Кодекса).

Кроме того, положениями Федерального закона от 28.12.2022 № 565-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены поправки в пункт 1 ст. 25.15 Кодекса в части корректировок прибыли КИК.

Так, если контролирующее лицо или КИК попало под санкции, то при определении прибыли КИК за 2022 - 2025 гг. налогоплательщик - контролирующее лицо может скорректировать прибыль не на величину дивидендов (распределенной прибыли), а на величину, равную сумме прибыли КИК, рассчитанной в соответствии со ст. 309.1 Кодекса. При этом должны соблюдаться, следующие условия:

  • санкции в отношении контролирующего лица или КИК запрещают или ограничивают проведение расчетов, исполнение сделок, выплату дивидендов (распределенной прибыли);
  • выплата дивидендов (распределенной прибыли) не производилась;
  • страна постоянного места нахождения КИК не относится к офшорам.

Чтобы воспользоваться указанной налоговой преференцией, согласно пп. 1.3 п. 1 ст. 25.15 Кодекса, контролирующее лицо должно ежегодно вместе с декларацией по налогу подавать документы, подтверждающие размер прибыли КИК, а также соблюдение условий, установленных пп. 1.2 п. 1 ст. 25.15 Кодекса в отношении такого налогоплательщика и контролируемой им иностранной компании.

Подробная информация, касающаяся КИК, размещена в разделе «Контролирующие лица и контролируемые иностранные компании» на официальном сайте ФНС России – nalog.gov.ru.

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Полезные памятки



Интерактивная Самара
 

Посмотреть на большой карте.

госуслуги.jpg


Комфортная городская среда

Национальные проекты

Мой бизнес

Роспотребнадзор

Анкетирование жителей и предпринимателей по вопросам инвестиционной привлекательности территории г.о. Самара.

Опрос жителей

Опрос жителей

Опрос предпринимателей

Опрос предпринимателей





Официальный интернет-портал правовой информации

Реестр самовольно установленных гаражей
Федеральная пожарная служба
01 (101 с мобильного)

Полиция
02 (102 с мобильного)

Скорая медицинская помощь
03 (103 с мобильного)

Аварийная служба СамараГаз
04 (104 с мобильного)

Единая служба помощи
112

Оператор-диспетчер отдела по работе с внутригородскими районами ЕДДС
339-01-50

Одел полиции №9
373-73-51

Пожарная часть Железнодорожного района г.о.Самара
336-32-62

Городская газовая служба
268-04-04

Водоканал(СКС)
334-75-12

Электросети
260-13-31; 260-40-43*502